Каждый клиент уникален, у каждого свое положение на рынке товаров и услуг, свой стиль ведения бизнеса и свои собственные методы достижения поставленных целей. В любом проекте есть свои тонкости и нюансы, которые выясняются в процессе работы. Чтобы избежать потери ценной информации, в ходе проекта, необходима разработка Технического задания, в котором описываются цели и задачи проекта, описываются основные технические требования, допуски и ограничения по нему.
Точно так же и с разработкой программы — она немыслима без заранее составленного списка требований к ней, как к готовому продукту.
Техническое задание на разработку программ составляется, прежде всего, для тех специалистов, которые будут осуществлять данную разработку. Соответственно, оно должно быть понятно тому человеку, который ничего не знает о клиенте, и уж тем более, о его задачах.
Следовательно, техническое задание на разработку ПО должно рассказать исполнителю и о компании, и о целях, и о задачах разработки. А чем конкретнее будет описание, тем лучше и для Заказчика, и для исполнителя проекта.
Техническое задание является документом — приложением к договору на разработку ПО, и регламентирует объем работ к исполнению. Содержащаяся в нем информация дает возможность объективной оценки будущего проекта по срокам и объемам. Соответственно, должны быть предоставлены определенные критерии, позволяющие определить уровень завершенности того или иного пункта.
Когда происходит процесс как разработка Технического задания, необходимо учитывать, что формулировки должны быть указаны с предельной четкостью – это дает возможность исполнителю однозначно определить границу конкретного этапа выполнения. То есть, такие фразы, как «сделать так, чтобы было удобно и быстро» категорически не допускаются, так как у каждого отдельного заказчика свои собственные понятия удобства и скорости.
Удобство, по сути своей, является вполне субъективным фактором, поэтому вышеприведенная фраза может привести к вечно длящимся переделкам и доработкам. Чтобы этого не произошло, стоит расписать задачи пошагово: «меню должно состоять из следующих пунктов…», «Кнопка «Сохранить» должна располагаться в правом нижнем углу» и т.д.
Убедившись в необходимости, и даже бесценности технического задания при разработке программ, можно продолжать разговор дальше. Теперь мы подошли к самому серьезному вопросу: как составлять ТЗ, чтобы оно было грамотным, четким, лаконичным, но конкретным.
Рекомендации по созданию технического задания на разработку программного обеспечения
В свою очередь, мы, как непосредственный разработчик программного обеспечения, можем предоставить свои рекомендации по созданию технического задания (ТЗ) на разработку программного обеспечения (ПО).
РАЗДЕЛЫ:
1.Постановка задачи
2. Описание бизнес-процесса (производственного процесса)
3. Описание интерфейса и принципов функционирования
4. Администрирование
5. Возможности перспективного развития системы
6. Технические требования к системе
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В данном разделе необходимо указать следующую информацию:
1.1. предмет разработки (отдельная программа, отдельная БД, программный комплекс);
1.2. цель разработки (для чего разрабатывается продукт);
1.3. задачи разработки (какие именно задачи должны решаться при помощи данного ПО. Перечислить);
1.4. заказчик (краткое описание заказчика — наименование, сфера деятельности).
- ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА (БП)
В данном пункте идет речь о той части БП (весь БП), которая касается разрабатываемого программного обеспечения. Такое описание может включать в себя:
2.1. описание предоставляемых услуг (производимых товаров);
2.2. взаимодействие с контрагентами (поставщиками, дилерами);
2.3. внутренние процессы и устройство компании (организации) Заказчика (иерархия и количество отделов и подразделений, личный состав, описание взаимодействия между сотрудниками и отделами, отделов между собой). Документооборот;
2.4. внешний документооборот;
2.5. особенности БП (производства).
- ОПИСАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРОГРАММЫ
В данном разделе следует описать:
3.1. общие требования к внешнему виду программы (логотипы, цвета, расположение элементов управления);
3.2. описание форм ввода информации (окошки, ячейки, списки, указать какие именно пользователи, какую именно информацию вводят);
3.3. справочники (списки постоянных данных, регулярно используемых в формах —наименования, адреса и т. д.);
3.4. отчетные формы (типы отчетных форм, какие отчетные формы существуют и для каких пользователей);
3.5. разделение прав доступа к информации и функциям системы (какие пользователи могут просматривать инфу, какие редактировать, каким пользователям доступны те или иные функции);
3.6. требования к взаимодействию с другими системами (экспорт и импорт информации и т. д.).
- АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
В данном разделе ТЗ необходимо описать способы установки системы и ее настройки, администрирования в процессе разработки (редактирование служебной информации, создание пользователей и другие служебные функции).
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Здесь следует указать перспективы развития программы после выполнения основного ТЗ: расширение функционала, создание дополнительных отчетов, переход на другие платформы и т. д. Данная информация необходима для предусмотрения в программе таких возможностей изначально.
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В данном разделе должна быть раскрыта следующая информация:
6.1. язык разработки;
6.2. используемые СУБД;
6.3. количество пользователей системы;
6.4. количество одновременно работающих пользователей;
6.5. типы и качество каналов связи;
6.6. технические характеристики работающих станций;
6.7. технические характеристики серверов;
6.8. требование к скорости отклика на запросы;
6.9. требования к используемому оборудованию.
На этом мы можем пожелать вам удачи. Но понимая то, что у заказчика не всегда есть достаточно времени и ресурсов для этого важного этапа – создание техническое задания на разработку программного продукта. Компания «ИндивИТ» готова оказать всестороннюю помощь, предлагая воспользоваться специальной услугой – разработка технического задания.
ДРУГИЕ НАШИ УСЛУГИ
- CRM
- ERP — системы
- WEB — приложения
- Автоматизация склада
- Базы данных
- Комплексная автоматизация
- Мобильные приложения
- Облачные сервисы
- Программное обеспечение
- Разработка сайтов
- Разработка ТЗ
- САПР
- Системы учета
- Учет времени сотрудников